Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
На главную / Вопрос-Ответ

Вопрос-Ответ

В разделе истории Албанской Церкви вы ссылаетесь на древнего историка Моисея Каланкатуйского, написавшего “Историю Агван” (Историю Албании). На каком языке писал Моисей Каланкатуйский и когда он жил?  Согласно данным современной исторической науки Моисей Каланкатуйский (Мовсес Каганкатваци) - армянский историк X века. Между тем, на вашем сайте, вы называете его албанским историком VII века. Имеется перевод “Истории Агван” на русский язык, выполненный с древнеармянского известным ориенталистом Керопэ Паткановым (1834 - 1889) [См.: Моисей Каланкатуйский. “История Албании”. Перевод с древнеармянского К. Патканова. СПб., 1861]. В том же разделе своего сайта вы ссылаетесь на армянских писателей Мхитара Гоша и Киракоса Гандзакаци, называя их также албанскими. Какой смысл вы в это вкладываете? Чем по-вашему “албанские” исторические источники отличаются от армянских, если известно все они существуют на древнеармянском языке?
Андрей Кирсанов, Лос-Анжелес, США
18.10.2002


Уважаемый Андрей!
Современная албанистика не дает нам точного ответа ни на вопрос о изначальном языке “Истории Агван”, ни о времени жизни Моисея Каланкатуйского.
И все же, несмотря на то, что до нас дошла рукопись XIII века на армянском языке, учеными-албанистами весьма убедительно, опираясь на доводы логических рассуждений, высказано предположение, что языком, на котором Моисей Каланкатуйский писал свою “Историю Агван”, является албанский язык.
А то, что “согласно данным современной исторической науки Моисей Каланкатуйский - армянский историк”, Вы сильно ошибаетесь. Давно уже та наука, современником которой являюсь я, практически единодушно пришла к выводу, что Каланкатуйский является албанским историком и по происхождению в том числе.
Что касается времени написания “Истории Агван”, то ученые разделяются во мнениях. Одни считают её произведением Х века на основании того, что 3-я часть истории является, несомненно, творением писателя, жившего в Х веке. Но другая группа исследователей объясняют недоумение тем, что автором 3-й части был тезка Каланкатуйского - Моисей Дасхуранаци, живший в Х веке. Исследователи указывают на некоторые моменты в тексте, по которым можно утверждать, что автор произведения жил именно в VII веке. Так, рассказывая о шествии католикоса Виро к царевичу Шату, автор подробно описывает лагерь хазар и говорит: “мы видели их сидящими, поджавши колена...” или “взяв из рук наших приветственные подарки...” Католикос Виро жил в VII веке. Далее при описании великолепия двора Джеваншира, автор употребляет фразы: “ мы видели все в необыкновенном порядке...” или “мы видели удовольствие царя...” или “мы видели - привели туда коней...” Джеваншир также жил в VII веке. При обретении креста Маштоца епископом Исраилем, жившем в конце VII века, говорится: “не мы одни, а целый свет был зрителем этого явления...” События VII века автор передает со всевозможными подробностями и с тем тоном пристрастия, который обычно свойственен современнику, чтобы это понять, достаточно внимательно перечитать его “Историю” с 10 по 50 главу (которые в отличие от перевода Патканова в большей части отсутствуют в электронной версии перевода Самбатяна).

А убедительные доводы к тому, что Мхитар Гош и Киракос Гандзакаци (Гянджинский) не армянские, а именно албанские писатели Вы можете встретить у таких исследователей-албанистов, как З.Буниятов, Р.Геюшев, Д.Ахундов, например.

О том, какой смысл я вкладываю в расстановку акцентов той информации, которая предложена Вашему вниманию, я отвечать не стану - убежден, что историческая правда хотя дело и сложное, но благородное, а фальсификация истории заслуживает всего лишь разоблачения.

Иеромонах Алексий.
 
<< Вернуться к списку вопросов.

Вопрос-Ответ

Проповеди

Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта |