Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
Уважаемые посетители!
С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес
pravoslavie.az
Текущий же сайт является архивным.
На главную / Вопрос-Ответ

Вопрос-Ответ

Как в жизни можно определить поступок человека, как Божью Волю или свободное проявление его свободы. То есть, где заканчивается Божья Воля и начинается свобода человека. И стоит ли говорить, что всё в жизни по Божьей Воле. И если говорить так и ни иначе, то происходит полное отрицание свободы человека и отсутствие ответственности за поступок человека!!!!
Прихожанин Собора Рождества Пресвятой Богородицы, Баку
26.08.2002


Дорогой прихожанин!

   Священное Писание открывает нам историю сотворения Богом человека. Оно повествует нам о том, что Бог при творении наделяет человека необычайным даром - свободой воли, а это означает, что этим самым Творец как бы ограничивает свою свободу - отныне Он не может насильно "навязать" человеку Свою волю, Он не может "ворваться" в жизнь человека, чтобы насильно изменить её, Он не может спасти человека вопреки его собственной воли. Из этого следует, что человек сам становится творцом своего счастья, он сам избирает, каким путем ему следовать - путем добра или зла, человек сам направляет ход истории и определяет свое положение по отношению к Создателю. Но это совсем не означает, что Бог остается как бы со стороны наблюдать за судьбами человечества, нет! Бог - Он Владыка и Истории! В мире ощущается непрестанное действие всеблагого Промысла Божия. Священное Писание говорит, что "Бог всем человеком хочет спастись и в познание истины придти". Таким образом, Господь не навязывает человеку те или иные поступки, но в то же время употребляет все действия человека ко спасению, т.е. любое зло, происходящее в мире по человеческой воле, может быть употреблено волей Божией для нашего же блага и спасения.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет".

   У данного вопроса есть и другой аспект, который можно вкратце затронуть. Это вопрос о том, насколько "истинной" является наша свобода? Опыт православной аскетики говорит нам, что истинно свободен тот, кто подчинил свою волю воли Божественной: "Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле!" Не всегда человек осознает это, ведь мы находимся в духовном рабстве страстей, желаний, привычек, мечтаний… Апостол научает нас: "Кто кому работает, тот тому и раб"! Находясь в зависимости от страстей, в их "плену", нам КАЖЕТСЯ, что мы творим свою волю, но это не так. Мы поймем это, если попытаемся избавиться от страстей, отказаться от наших желаний - вот именно тогда мы увидим, как не легко это сделать, в какой зависимости мы находимся от наших новых "господ". Тогда то мы и осознаем, что мы не свою волю творим, а волю этих самых страстей! В те же моменты, когда наш дух очищается посредством благодати Божией, даруемой нам через таинства, через молитву или через какое-либо прикосновение Божие к нашему сердцу, облагодатствованный рассудок наш понимает, что истинная воля наша быть с Богом, стоять во благе, идти путем добра, путем любви.

  В данном ответе я не раскрыл полностью темы, затронутой Вами, я лишь слегка соприкоснулся с ней, чтобы дать Вам возможность самому поразмышлять над великим таинством отношений Бога и человека…

Иеромонах Алексий.


 
<< Вернуться к списку вопросов.

Вопрос-Ответ

Проповеди

Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика
| Епархия | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом |