Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня

ВВЕДЕНИЕ

«История Церкви, как и предшествующая ей библейская история, есть развертывание ступеней все нарастающего Откровения Божия в судьбах земного человечества и, еще точнее, - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов. При взгляде на эти народы очами веры они предстают перед нами как избранные сосуды и органы Откровения. Таким провиденциальным предызбранием эти народы, со свойственными им качествами и их культурами, нимало не стеснялись в их естественном свободном развитии, в увлечениях, крайностях, страстях, ошибках, грехопадениях и восстаниях. История избранных народов не останавливается в ее натуральном движении, не коченеет и не мертвеет, подобно механическому инструменту в руках Провидения. Божественное Откровение не нуждается в упразднении свободы. Естественная эволюция данных народов служила лишь наиболее целесообразным фоном и средой, на которых перст Провидения начертывал потребные в домостроительстве спасения мира письмена. “Многочастне и многобразне, древле Бог, глаголивый отцем во пророцех” (Евр.1,1), моментами выправлял ход событий вторжениями в него чудесных воздействий свыше, “чудотворяй иногда”»1

-А.В.Карташев (1875-1960).


Актуальность работы

Кавказ – колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил память о христианском прошлом древнего государственного образования на исторической территории нынешнего Азербайджана – Кавказской Албании.

Изучение истории древних государств Кавказа, а также исторического пути проникновения сюда Христианства и развития Церкви представляет немалый интерес не только для светской исторической науки, но тем более для науки церковной.

Очевидно, что авторы различных исторических трудов слишком общо говорят о христианизации кавказских народов (албанов, грузин, армян, алан, абхазов), зачастую перемешивая события и действующих лиц одной страны или региона с другой, в результате чего трудно бывает разобраться в материале, скажем, касающемся Албанской и Армянской Церквей. Да и сам исторический материал одной Церкви зачастую похож на предание другой. Албания, Грузия и Армения – соседи, и зачастую предание одной Церкви накладывается на предание другой. Отсюда задачей настоящего исследования является отделение церковных традиций различных кавказских Церквей. Некоторые сложившиеся исторические стереотипы приходится разрушать. В этом и состоит отчасти актуальность настоящей работы.

Задача данной работы состоит и в том, чтобы проследить исторический путь Христианства, начиная от времен апостольских до нынешнего времени в Кавказском регионе, в частности Азербайджане.

Современная карта КавказаИсторически земли нынешнего Азербайджана и южного Дагестана входили в состав государства Кавказской Албании. На территории Кавказской Албании существовала самостоятельная, имеющая апостольское начало, Албанская Церковь. По разным причинам сложилось так, что албанский народ не смог сохранить как своей государственной независимости, так и своей Церкви. Но в тот момент, когда Албанская Церковь уже практически сошла на нет, не без воли Божьей поменялась геополитическая карта Кавказа. Азербайджан и Дагестан вошли в сферу влияния Российской империи, и здесь стала осуществлять свою спасительную миссию Русская Православная Церковь. Именно благодаря ей христианство не исчезло с лица этой земли. Бакинско-Прикаспийская епархия явилась продолжательницей апостольского возделывания исторической Албании – нынешнего Азербайджана и Дагестана. Ее миссия и в окормлении малого стада основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви.

Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом. Сегодня мы являемся свидетелями того, какой неподдельный интерес вызывает Православная Церковь с ее традициями, догматикой и литургикой, у представителей местного населения. Нередки случаи, когда этнические мусульмане и иудеи, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Не секрет, что, несмотря на многонациональность и поликонфессиональность жителей вышеназванных республик, здесь традиционно сложились братские и толерантные между ними отношения. Причина этому видится в том историческом факте, что на протяжении веков сама судьба, нрав и менталитет народа оттачивались именно христианской религией и Церковью, которая ведет как отдельных людей, так и целые народы к спасению.

Уже прошло много времени с тех пор, как перестало существовать Албанское государство, Албанская Церковь, поначалу потерявшая свою независимость, была затем вовсе упразднена, албаны в большинстве своем были ассимилированы другими народами. Но на сегодняшний день из албанского племенного союза осталась одна единственная народность, которая сохранила свою верность Христианству. Это потомки утиев - удины, проживающие ныне в селении Нидж (Гябалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в восточной Грузии. Те удины, что проживают на нынешней территории Грузии, были воссоединины с Грузинской Православной Церковью. Той же части удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последнее десятилетие представилась возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях. Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют в настоящее время ни пастырей, ни храмов, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период этому народу навязывали мнение о необходимости исповедания ими монофизитского (армяно-григорианского) учения. Но, по всей видимости, Господь судил иначе. Со времени обретения независимости Азербайджанской Республикой понемногу стал приоткрываться исторический пласт христианского прошлого этого народа. И сегодня уже мало для кого является секретом тот факт, что предки азербайджанского народа были христианами, имевшими свою Церковь, свой епископат, духовенство, монашеский институт, религиозную литературу и т.п.

Удины, как христианская народность, стремятся к своему самоопределению в религиозном и каноническом отношениях. Многие из них крещены в приходах Бакинско-Прикаспийской епархии Русской Православной Церкви. Во время первосвятительского визита в Азербайджан Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001 году ему было рассказано не только о существовании на этой земле самостоятельной Албанской Церкви, но и о том, что в Азербайджане проживают прямые потомки древних албан – удины, которые считают себя христианами. Святейшему Патриарху были представлены представители удинской общины, которые высказали желание своего народа быть чадами Православной Церкви. На пути к осуществлению этого желания стоит много проблем и вопросов. Решить часть из них и является насущной и актуальной задачей настоящей работы.

Христианство по мере своего проникновения в жизнь каждого народа обуславливало своеобразие дальнейшего развития его религиозного сознания, становясь, порой, самой глубинной основой народного характера. Задача данной работы и состоит в освещении процесса христианизации региона в параллельном освещении истории самого народа. Христианизация исторической территории Кавказской Албании предстает как процесс самым теснейшим образом связанный с историей духовного формирования народов, населяющих Азербайджан и Дагестан.

Содержание | Следующая страница >>

 


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта |