Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
Уважаемые посетители!
С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес
pravoslavie.az
Текущий же сайт является архивным.
На главную / История / Христианство в Кавказской Албании / III. Христианство в Албании при Аршакидах в V веке

III. Христианство в Албании при Аршакидах в V веке


Политическая история Кавказской Албании в V веке

Исторические сведения о событиях первой половины V века в Албании крайне скудны. В это время в Албании развитие феодальных отношений сопровождалось, с одной стороны, борьбой между царской властью, стремившейся к централизации, и князьями, пытавшимися обособиться, и, с другой стороны, между царской властью и духовенством, расширявшим свои земельные владения за счет царских земель. Персы, стремящиеся к контролю над странами Закавказья, держали в Албании сильные гарнизоны якобы для защиты от северных кочевников и умело пользовались внутренними разногласиями, чтобы подчинить себе народы Закавказья, дотоле сохранявшие внутреннюю автономию.

В царствование Иездегерда I (339-420) положение Албанской Церкви улучшилось. Этот период был тяжелым для сасанидов, во-первых, из-за обострившейся внутренней борьбы между царем и крепнущей знатью, и, во-вторых, из-за неблагоприятных международных отношений со среднеазиатскими эфталитами.

В связи со сложившимся положением Иездегерд в борьбе с аристократией решил использовать помощь христиан, тем более, что он дал им ряд привилегий, даже в ущерб зороастрийской религии и служителям ее193. Иранские христиане должны были служить для Иездегерда связующим звеном между ним и Византийской империей. Церковный Собор, созванный в Селевкии в 410 году, постановил объединить персидскую и византийскую Церкви и провел реорганизацию церковной иерархии 194.

Такая политика Сасанидов по отношению к христианам в начале V столетия не могла не повлиять на положение Албанской Церкви, ведь Албания была политически связана с Персией195.

Елише, современник этих событий, и Лазарь Парбский, а затем и Моисей Каланкатуйский сохранили нам яркое описание событий второй половины V века, когда Албания, Иберия и Армения совместно отстаивали свою независимость.

В 438 году в Персии воцарился Иездегерд II, прославившийся своей настойчивой и жестокой борьбой с народами Закавказья.

Так как Персии в это время угрожали хиониты (кушаны), то подготовка похода против них требовала больших средств и легла на плечи народов Закавказья. Иездегерд вдвое увеличил размеры выплачиваемых ими налогов, а кроме того, решил, вызвав себе на помощь конницу албанов, армян и иберов, ослабить тем самым сопротивление стран Закавказья, обескровить их.

Елише приводит послание Сасанида к народам Закавказья и констатирует: «И доверчиво, не поняв двуличный замысел царя, двинулись, пошли каждый из своей страны бодро, беззаботно, радостно»196.

На первый раз персидское войско было разбито хионитами. Иездегерд снова стал набирать контингенты войска и увеличивать налоги, взимаемые с народов Закавказья, что, естественно, вызвало волнения и в Албании. Для того, чтобы обезопасить себя от враждебных действий с их стороны, персы решили крепче привязать к себе эти страны, навязав их народам общую с персами зороастрийскую религию. Соответственное повеление царя было послано во все эти страны. Но Иездегерд этим не ограничился. Он направил «указы в страны Армению, Иберию и Албанию» с вы-зовом к себе всех «танутеров и старших сепухов197 всех трех стран»198. Историк Албании пишет: «Строгое приказание достигло Албании оставить веру и подчиниться языческому учению магов»199 .

Лазарь Парбский ярко описывает последующие события: «После этого все три страны провели между собою переговоры и договоры и с многими клятвами на Евангелии утвердили. Размышляли, что не поехать – вызвать мысль о восстании, а отправиться – возмущались и опасались; считали всё же поездку предпочтительной и призывали Бога на помощь в исходе этих дел… И так объединившись обетом и клятвой, все три страны, Армения, Иберия и Албания, отправились ко двору»200.

Князья явились к Иездегерду в Ктисефон, и царь приказал «привести пред лицо его прибывших» и грозил в случае их упорства следующим: «…вас, Армения, Иберия и Албания, я ни за что не считаю, несмотря на столь великие от вас пользу и заслуги, а вас с женами и детьми и родом искореню»201.

«Тогда, собравшись в одно место, все нахарары, которые были из трех стран, Армении, Иберии и Албании, испытывая сомнение в себе, посовещались между собою, каким способом и измышлением смогут они найти выход из этого дела»202.

Князья договорились между собою, что для пользы народов их следует им притворно дать царю согласие на принятие учения магов. И вот, князья и вельможи трех стран пошли в «дом жертвенника» и поклонились огню. После этого, «облачив танутеров и сепухов всех трех стран, Армении, Иберии и Албании, в царские одежды… одарив их почестями», отпустил их Иездегерд на родину. Елише пишет, что царь «отправил с ними много конницы и из магов немалое число – более семисот наставников с ними послал, а над ними поставил некоего князя – могпета»203.

Лазарь Парбский пересказывает об этом так: «Дали с ними множество лженаставников, которых и магами называют, побуждали учиться учению смехотворных дуновений и словам для бормотания под нос, как заклинатели змей и чревовещатели. Поручение давали во всех трех странах учредить школы обмана и учить всех поголовно, мужей и женщин, учению магов»204.

Приехав на места, «отряды магов спешно заставляли нести огонь в храм святыни Господней и в других замечательных и красивых местах строить атрушаны (жертвенники для священного огня – А.Н.)»205. Таким образом, до постройки зороастрийских капищ христианские церкви после выноса из них святынь превращались в храмы огня. Все это, естественно, возбуждало негодование населения, несмотря на то, что кроме стоявших уже в крепостях гарнизонов, были введены еще персидские конные отряды.

Сначала население пассивно противилось попыткам внедрить в его среду новое вероучение. Лазарь Парбский сообщает, что «жены нахараров, которых маги предполагали обучать, даже видеть их [магов] брезгали и настоятельно приказывали воспитателям своих сыновей и дочерей даже не проводить их близко от них, а мужья, которые притворно выставляли себя отступниками даже не позволяли лженаставникам и есть в своем присутствии»206.

Деятельность магов вызвала народное восстание, которое вскоре приняло такие размеры, что не пострадавшие еще служители огня готовы были вернуться на родину, чтобы унести свои головы.

О последующей ситуации в Албании сообщают Елише и Моисей Каланкатуйский. «В Армению из Албании прибыли хазарапет с епископом Албании и в великом смятении торопили войска армянские, говоря: ”Полк персидский, который был в краях хонов, вернулся, прибыл, вступил в нашу страну, а также многочисленная другая конница, что прибыла от двора. И кроме всего этого, еще и триста магов-наставников привели с собой, всполошили страну и кое-кого перетянули на свою сторону и хотели наложить руку на Церковь и, по повелению царя, всех торопили и говорили: «Если по доброй воле примите законы, получите от него подарки и почести и будет вам от казны сложение податей»”»207. По-видимому в Албании маги встретили противодействие, так как Елише говорит, что они «хотели наложить руку на Церковь», но, видимо, не наложили, пытаясь соблазнить христиан почестями и подарками и, главное, сложением податей.

В случае ослушания маги грозили построить храмы огня (атрушаны) в деревнях и городах, «поставить магов и могпетов законодателями» всей страны, грозили смертной карой, обращением жен и детей в рабство.

По словам Моисея Каланкатуйского, «армяне посовещались, ободрили албанов и отпустили их, чтобы они на время притворно отвлекли внимание персов, чтобы маги не наложили руки на церкви, пока будет найден исход этому делу»208. Было решено действовать сообща албанам, армянам и иберам; начаты были переговоры с хонами, которые обещали помочь союзникам против общего врага. Обратились за помощью к византийскому императору Феодосию II (408-450), но когда тот внезапно умер, то приемник его, Маркиан (450-457), отказал им в помощи. А народное ополчение, к которому примкнули и многие нахарары со своими отрядами, в это время громило крепости и замки, в которых находились персидские гарнизоны. Персы, не зная о тайном договоре албан с армянами, включили первых в свои полки и направили против армян. Близ границ Иберии, про-тив города Халхал (около нынешнего Казаха – А.Н.), который был зимней резиденцией албанских царей, армянские войска под предводительством полководца Вардана, соединившись с албанами, дали бой персам. Албанский историк повествует: «Так как всякий валил на землю своего соперни-ка, то по жестокой стремительности нападения беглецы (персы – А.Н.) более утопали в реке, чем падали от меча на суше. От множества павших чистая вода реки (Куры – А.Н.) обратилась в кровь, никто не спасся из них»209. Сражение это имело место в 450 году.

Армянский полководец Вардан Мамиконян, предводительствовавший сюнийскими войсками, героически погиб в 451 году во время знаменитого сражения с персами в области Артаз на Аварайрском поле.

Через шесть-восемь лет после вышеописанных событий в Албании вспыхнуло новое восстание против персов. В 457 году умер Иездегерд II, и между его двумя сыновьями, Ормиздом и Перозом, началась борьба за престол, а в такое время персам трудно было сдерживать нарастающее возмущение албанского народа портив своих угнетателей. Одним из проявлений восстания было отречение албанского царя Ваче II от зороастризма, навязанного ему прежде Иездегердом II. В отместку за такой выпад в адрес Персии со стороны албанского правителя персы, призвав на помощь одну из орд кавказских хонов – хайлындуров, форсировали Албанские ворота, мобилизовали большое количество хонов с их помощью начали длительную борьбу с албанами, принуждая их к повиновению. Война эта привела к опустошению большей части Албании, принесла населению много горя и тяжелых страданий, но не поколебала его мужества в борьбе за свою независимость. События эти происходили в начале шестидесятых годов V столетия.

За время своего царствования Ваче II переносит столицу Албанского царства из Кабалы в построенный по повелению персидского царя Пероза город Партав (Перозапат). В Барду (Партав) перемещается и резиденция предстоятелей Албанской Церкви.

481 – 484 годы являются периодом восстаний народов Закавказья против усилившегося к этому времени гнета со стороны персов, осуществлявшегося через персидских наместников – марзпанов и персидские гарнизоны. Борьба Пероза с эфталитами истощила персидскую казну; в связи с этим бремя налогов, выплачиваемых Албанией, Иверией и Арменией, возрастало; для усиления персидского налогового аппарата наследственные привилегии местных нахараров подвергались все большему ущемлению – все эти обстоятельства готовили почву для новых восстаний.

Тяжелая обстановка, сложившаяся при Перозе, ярко охарактеризована два века спустя Себеосом (VII век), который пишет: «В годы царствования персидского царя Пероза исчезли всякие власти и порядки, и христианские законы, и наступили такие бедствия, преследования и оскорбления нахараров, что они свергли с себя иго подданства»210.

Первыми подняли восстание иберы. Царь их Вахтанг Горгасал убил главу проперсидской группировки иберских феодалов питиахша Варскена и стал готовиться к военным действиям. Армяне в это время изгнали персов из пределов Армении, разбили в 481 году персидские войска около селения Акори, а затем вторично нанесли им поражение в 482 году, при Нерсехапате, недалеко от Аварайрского поля, овеянного славой 451 года. В это же время восстали и албаны, но об обстоятельствах этого события, о ходе восстания в текстах историков данных не имеется. Но можно предположить, что это восстание в Албании достигло, видимо, больших размеров, потому что после воцарения в Персии Валарша (485-488) марзбан Михран, докладывая царю о положении дел в Закавказье, между прочим заметил, что «если бы армяне были на нашей стороне, то ни иберы, ни албаны никогда не посмели бы поднять восстание»211.

Воцарившийся в Персии после Пероза Валарш «не нашел ничего в сокровищнице персидской, а землю опустошенной»212. Тяжелая политическая и экономическая обстановка, которая сложилась в Иране, вынудили Валарша заключить с народами Закавказья мир (Нварсакский мир, по названию селения) и пойти на значительные уступки, в числе которых были восстановлены привилегии албанской знати и была объявлена свобода верования213. Сасаниды обязывались не навязывать христианам маздеизм, а христиане не должны были обращать в свою веру огнепоклонников214.

   Вверх, к началу страницы

193См. Дьяконов М.М. Очерки истории Древнего Ирана. М., 1961. с.271.
194 См. Дьяконов М.М. Очерки истории Древнего Ирана. М., 1961. с.271.
195См. Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. с.35.
196Елише. О Вардане и Армянской войне. Критическое издание текста, выполненное Е.Тер-Минасяном. (перевод И.А.Орбели) Ереван, 1957. С.10.
197Танутер (арм.) - нахарар, старший в роду. Сепух (арм.) - младший нахарар в данном роде.
198Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.47.
199Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.2.
200Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.47.
201Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.48.
202Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.50.
203Елише. О Вардане и Армянской войне. Критическое издание текста, выполненное Е.Тер-Минасяном. (перевод И.А.Орбели) Ереван, 1957. С.51.
204Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.54.
205Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.56.
206Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. С.60.
207Елише. О Вардане и Армянской войне. Критическое издание текста, выполненное Е.Тер-Минасяном. (перевод И.А.Орбели) Ереван, 1957. С.70.
208Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.2.
209Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.II, гл.2.
210Себеос. История. Ереван, 1939. гл.VI.
211Лазарь Парбский. История Армении. (перевод И.А.Орбели) Тифлис, 1904. гл.75, С.353.
212Иешу Стилит. Хроника. П. 18. См. перевод Пигулевской Н.В. Месопотамия на рубеже 5-6 в.в. М.-Л., 1940. с.134.
213См. История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства. Ч.3-4. М.-Л., 1939. с.120.
214См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. с.201-216.

<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >>


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика
| Епархия | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом |