Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
Уважаемые посетители!
С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес
pravoslavie.az
Текущий же сайт является архивным.
На главную / История / Христианство в Кавказской Албании / VI. Албанская Церковь в VIII столетии

VI. Албанская Церковь в VIII столетии

В конце VII века в арабском халифате происходили междоусобицы за овладение престолом. После подавления восстания антихалифа Абдаллаха ибн аз-Зубайра к власти пришел Марван I, основатель династии Марванидов. Марван находился у власти всего один год (684-685), после него халифом стал его сын Абд ал-Малик (685-705). Как раз в это время армяне, грузины и албаны, после 30-летнего повиновения перестали платить арабам подать.

Халиф Абд ал-Малик заключил в 685 году с императором Юстинианом II (685-711) перемирие, по которому подати, взимаемые с Албании, Грузии и Армении, стали делиться между халифатом и Византией поровну372. Закавказье стало сферой влияния обоих могущественных соперников и каждый из них действовал здесь по своему усмотрению – совершал нападения, нещадно грабил и уводил в плен население, уничтожал культурные и материальные ценности. Таким образом, в результате заключенного между Абд ал-Маликом и Юстинианом соглашения о перемирии Албания платила дань трем народам – хазарам, халифату и Византии.

После урегулирования отношений с хазарами Вараз-Тиридат решил прекратить выплату непосильной дани Византии. С этой целью он вместе с сыновьями Гагиком и Варданом отправился в 699 году в Константинополь для переговоров. Здесь Юстиниан заключил их в крепость за то, что Вараз-Тиридат сблизился с халифатом и прекратил всякие отношения с Византией. Юстиниан оставил сыновей Вараз-Тиридата в качестве заложников, но не отпустил обратно самого князя, продержав его в Константинополе пять лет – до 704 года.

В это время в Албании произошли события, повлекшие за собой прямое вмешательство халифата. Гардманский епископ Нерсес Бакур, бывший последовательным халкедонитом, сумел склонить жену Вараз-Тиридата княгиню Спраму «призвать его на патриаршество Албанское», так как престол католикоса после смерти Елиазара (в 688 году) оставался вакантным. Таким образом Нерсес Бакур в 689 году по представлению княгини Спрамы собором албанских епископов был избран предстоятелем Албанской Церкви (689-706). Во время пребывания Вараз-Тиридата в Византии Нерсес решил пойти против княжеской политики сближения с халифатом. При поддержке Спрамы католикос Нерсес вынашивал идею утвердить страну в православии373. Однако этому воспротивилась группа влиятельных вельмож Албании во главе с князем Шероем, которые были ярыми противниками халкедонского учения. Настроенному проарабски князю Шерою удалось, сломив сопротивление княгини Спрамы и католикоса Нерсеса Бакура, стать великим князем Албании (699-704)374.

Князь Шерой вместе с епископами-монофизитами обратился за помощью к армянскому католикосу Илии Арчишеци (703-717) посредством особого письма:

«Католикосу армянскому, владыке Илии от всего собора Алуанка поклон.

[Мы обращаемся к вам], ибо отцы наши и отцы ваши исповедовали одну веру и заботились о спасении душ друг друга, благодаря чему наша страна до последних дней оставалась непричастной к губящей вселенную скверной ереси халкидонской, которая по попустительству Господа Бога наполнила ныне всю вселенную.

Теперь же, Нерсес, которого мы считали нашим добрым пастырем, оказался волком и стал раздирать разумную паству Христову. Поэтому мы пожелали напомнить об этом вашей святости, чтобы вы посетили нас, как свою паству, и исцелили наши недуги.

Будьте здравы в Господе»375.

Армянский католикос не преминул случаем донести о случившемся халифу и представить ситуацию так, что албаны блокируются с Византией против халифата. Ниже приводится переписка армянского католикоса Ильи с халифом Абд ал-Маликом.

Письмо Илии, католикоса Армянского к Абд ал-Малику Амир Мумину.

«Властителю вселенной Абдала Амир Мумину от первосвященника Армении Илии.

Волей вседержителя Бога страна наша покорно повинуется вашей власти. Как мы, так и албанцы исповедуем одну и ту же веру – в Бога Христа. Теперь же, тот, кто является католикосом Албании в Партаве, договорился с императором ромеев, в молитвах своих поминает его и принуждает всех, стать единоверными с ним. Так знайте вы об этом и не оставляйте без внимания, ибо некая знатная госпожа заодно с ним. Повелите своей высокой властью наказать по заслугам тех, кто вздумал грешить против Бога»376.

Ответ Абд ал-Малика Амир Мумина на письмо Илии, католикоса Армянского:

«Письмо твое искреннее, человек Божий Илия, католикос армянского народа, я прочел, и милостью отправляю к тебе моего верного слугу с многочисленным войском. Взбунтовавшихся против нашего владычества албанцев я повелел [вновь] вернуть к вашему вероисповеданию. Мой слуга накажет их в Партаве на твоих глазах, а Нерсеса и женщину ту, единомышленницу его, заковав в железные цепи привезет с позором к царскому двору [моему], чтоб я выставил их в назидание всем мятежникам»377.

Халиф Абд ал-Малик после получения письма католикоса Армении Ильи приказал ему созвать в Партаве (Барде) собор, на котором в присутствии представителей халифа святитель Нерсес Бакур был предан анафеме, а княгиня Спрама заключена в крепость.

Армянский католикос Илия поддерживаемый войском, присланным халифом, прибыл в Партав для суда над Нерсесом и Спрамой. Святитель Нерсес попытался скрыться от Илии, но князь Шерой, схватив приближенных албанского католикоса, узнал у них место пребывания Нерсеса и там схватил его. На суде у Илии Нерсес оставался безответным, за что, по сообщению историка, «перенес страшные мучения по приказанию царя».

Святитель Нерсес «согласно царственному повелению подвергся тяжким пыткам. И прикован был он к той женщине (княгини Спраме – А.Н.) нога к ноге и снаряжен в дальний путь на чужбину, но, не принимая пищи дней восемь, умер. [Перед смертью] он попросил похоронить себя в оковах и проклял Шероя, ибо считал его причиной несчастья своего и Спрамы и за раздор, возникший между князем и Спрамой из-за власти»378.

Святитель Нерсес возглавлял Албанский патриарший престол с 689 по 706 год.

Тем же Партаским собором, на котором был осужден святитель Нерсес, был избран новый предстоятель Албанской Церкви – бывший архидиакон Симеон (706-707). По его приказу все книги Нерсеса в сундуках были брошены в реку Тертер.

История, связанная с доносом халифу со стороны армян и осуждением святителя Нерсеса, подтверждается и другим армянским источником IX века: «Великий Илия, употребив свою мудрость и великодушие написал письмо к халифу измаилитян Омару379, докладывая ему, что “есть у нас, в нашей стране один епископ и подобная одна супруга, которые отказались от подчинения вашему великому государству и не объединяются с нами (Армянской церковью – А.Н.) в упоминании имени вашего в наших молитвах и, напротив, упоминают царя греческого и думают нашу страну выдать ему. Если поспешно не уничтожите их из среды нашей, то в скором времени [они] предадутся хоромам [Византии] в отношении налогов и всех прочих дел”.

Потом халиф прочел это и с большой благодарностью оказал по-чести посланнику великого патриарха, а сам отправляет некоего своего евнуха и приказывает немедленно доставить к себе того Нерсеса с великой супругой (княжной Спрамой – А.Н.)»380.

Малахия Орманиан, будучи Армянским Константинопольским патриархом, в своей книге «Армянская Церковь» особо отмечает роль католикоса Илии в подавлении «ереси» албанского католикоса: «Наиболее выдающейся чертой патриаршества Илии из Артчеша было рвение, высказанное им, чтобы удержать Каспийскую Албанию в лоне Армянской Церкви»381.

Вскоре после описанных событий представители халифа увезли в Сирию князя Шероя и многих князей и вельмож Албании. В Дамаске Шерой был тайно казнен. Албания утрачивает свое полунезависимое положение и окончательно переходит под власть арабов.

В дальнейшем Армянская Церковь, получив в этом вопросе поддержку халифата, вытеснила албанское духовенство с занимаемых им позиций и начала усиленную арменизацию (как этническую, так культурную и религиозную) албанов, живущих в недоступных арабам горных местностях страны.

Со времени поставления албанского католикоса Симеона на том же Партавском соборе было принято решение: «Относительно рукоположения католикосов Албании мы также приняли следующий канон: так как с недавнего времени наши католикосы… проявили неопытность и небла-горазумие, вследствие чего наша страна впала в ересь, то по причине этой мы [ныне] обязуемся перед Богом и перед тобой, первосвященник (Илия – А.Н.), что рукоположение в католикосы Албании должно совершаться через престол святого Григория, с нашего согласия…»382.

Таким образом, Албанская Церковь потеряла свою самостоятельность и была подчинена Армянскому Католикосату. Под соборным решением с албанской стороны подписались помимо новоизбранного Симеона только три епископа, вероятно убежденные монофизиты. В Албании в этот период насчитывалось до двенадцати епархий. Оппозиционному большинству высказывать свое мнение было не безопасно, а возможность такая им больше и не представлялась.

Албанская Церковь потерпела поражение в попытке противостояния Арабскому халифату и активно помогающей ему Армянской монофизитской церкви. Ей не удалось стать консолидирующей организующей силой народа, какой была Армянская церковь в тот период383.

   Вверх, к началу страницы

372См. Кулаковский Ю. История Византии (602-717 гг.). С-Пб., 1876. Т.3, с.251.
373См. Буниятов З.М. Азербайджан в VI-IX веках. Баку, 1999. с.129-130.
374См. Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С.212.
375Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.III, гл.4.
376
Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.III, гл.5.
377
Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.III, гл.6.
378
Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.III, гл.7.
379
Автор путает Омара с Абд ал-Маликом.
380
История Армении католикоса Иоаннеса Драсханакертского. Изд.Эмина Н. С-Пб., 1861. с.78.
381
Цит.по: Буниятов З.М. Азербайджан в VI-IX веках. Баку, 1999. т.1, с.120.
382
Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Перевод Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984. кн.III, гл.8.
383
См. Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С.237.

<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >>

 


Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика
| Епархия | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом |