Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня
Уважаемые посетители!
С 26 декабря 2021 года официальный сайт Бакинской и Азербайджанской епархии переехал на адрес
pravoslavie.az
Текущий же сайт является архивным.
На главную / Библиотека / Православные праздники / Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

На жребя всед словом прострый небо:
Человеки взыскуяй разрешити бессловесия.

Так начинается синаксарь в неделю Ваий.

После воскресения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим. Этот вход называется царским, согласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос называется царем: се царь твой грядет к тебе кроток, и вход Его был истинно царский. И пред входом и при самом входе своем Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольно. Пред входом и особенно при самом входе Иисуса Христа в Иерусалим Спасителю оказывается всеобщее почти служение и преданность, как царю и Господу. За шесть дней до Пасхи Господь приходит в Вифанию и возлежит на вечери в дому Лазаря, на которой между прочими находился сам Лазарь, Марфа служила Иисусу Христу, а Мария помазала главу и ноги Его нардовою мастью. Иуда Искариотский жалел об этой трате, благовидностью попечения о нищих прикрывая свои намерения вора; но Иисус Христос, добровольно шедший на смерть, предрек, что это действие Марии есть приготовление Его погребению. В последующее после вечери утро, в день настоящего Вербного воскресенья, Господь совершает торжественный царский вход свой в Иерусалим. Приблизившись к горе Елеонской, Иисус повелевает двум ученикам своим идти в селение и привести оттуда «осля и жребя, а аще кто вама речет: почто отрешаете их? Отвечать: Господь требует». Равно и владелец, совершенно покорный велению Его, беспрекословно позволяет ученикам исполнить волю Господа. Далее добровольное и царское шествие Господа представляется в полном царском величии. Множайшии народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви от дерев, и постилаху по пути. Народи же предходящии ему вследствующии зваху, глаголюще: осанна сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне, царь Израилев, осанна в вышних.

Царский вход Иисуса Христа был вместе и кроткий. Ничто не отличает Его от народа, путешествующего в Иерусалим, кроме того, что он благоволил воссеть на жребя осла, покрытого скудными одеждами учеников. Господь Иисус Христос идет в Иерусалим не с тем, чтобы воцариться на престоле земном и земными же благами обогатить народ, но идет, неся спасение вечное, если примешь Его с верой.

На всенощной, после чтения Евангелия Церковь и раздает нам зеленые ветви – вербы – со свечами, чтобы живее изобразить первоначальную встречу Господа при последнем входе Его в Иерусалим. Поэтому, держа в руках вербы, покажем в делах милосердие: возьмем вербы, в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей небесного отечества, – в чем Господь Христос есть предтеча нам, потому что, по словам апостола, «Он есть кончина закона всякому верующему».


О Царстве Божием

Епископ Иларион (Алфеев)

Праздник Входа Господня в Иерусалим - радостный и печальный. Радостный - потому что мы видим, как Господа встречают со славой, слышим голоса младенцев, восхваляющих Царя Израильского. Печальный - потому что знаем: Христос входит в Иерусалим, чтобы претерпеть страдания и добровольную смерть на кресте.

Когда-то святитель Григорий Богослов жаловался на то, как отнесся к нему народ в Константинополе: "Иных встречают с цветами, а меня встретиликамнями". В жизни этого святителя были моменты, когда его встречали криками одобрения, рукоплесканиями, когда сам император выходил ему навстречу и брал под руку под одобрительные возгласы толпы. Но симпатии толпы непостоянны: сегодня тебя поднимают на щит, а завтра побивают камнями. Сегодня мы видим, как жители израильской столицы встречают Христа с пальмовыми ветвями в руках, но очень скоро Он будет поруган, от Него отвернутся, Его предадут, осудят и распнут на кресте.

Трагизм события, которому посвящен сегодняшний праздник, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов-римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность - идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал этих надежд. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: "Распни, распни Его!". И те, кто ныне провозглашает: "Благословен Царь Израилев", - будут восклицать со злой иронией: "Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него" (Мф. 27:42). Со словами: "Радуйся, Царь Иудейский!" - Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на кресте Христовом: "Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский", - они скажут ему: "Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский" (Ин. 19:19, 21).

Иудеи ждали Мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему - Создателю вселенной - ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей - ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира.

Вместо земных царств Иисус взыскал одного - сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими - свободными и богоподобными. И в этом нашем усыновлении Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению - величайшая тайна Боговоплощения.

Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: "Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21). Иудеи так до конца и не поняли, о каком Царстве говорил Христос - не поняли до тех самых пор, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью "Царь Иудейский". Тогда только было явлено миру то, о чем Он говорил в Своих проповедях: Царство Божие - это распятая на кресте любовь Бога к человеку.

Царство Божие приходит не "приметным образом", но таинственно и тихо, и наполняет собою сердце наше. Христос приходит к нам с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим, и Он становится нашим Царем, а мы - Его народом. Он покоряет нас не силой и могуществом, но любовью и смирением, и мы выходим навстречу Ему с зажженными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. И в этой встрече людей с Господом - величайшая победа, которая когда-либо была одержана в истории человечества.

Библиотека

Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика
| Епархия | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом |