Епархия Управляющий Храмы История Новости Карта сайта Поиск Фотоальбом Библиотека На главную
Бакинско-Прикаспийская ЕпархияАпостол ВарфоломейДевичья башня

Рождество Христово

Слово на Рождество Христово

Милость и истина сретостеся,
Правда и мир облобызастася.

Не все православные церкви празднуют Рождество Христово по старому Юлианскому календарю вместе с нашей Русской Православной Церковью. И возникает вопрос: «Что это? В чем наша особенность, откуда эта как-бы отделенность от остального христианского мира?».

Да, это не случайно. Мы не будем сейчас поднимать достаточно саму по себе серьезную календарную тему. Скажем только, что так сложилось исторически и всему есть свои и немаловажные причины. И эта отделенность есть залог сохранения нашего особого призвания. Именно наша Церковь была призвана в известное историческое время стать хранительницей чистоты православного предания. Отсюда высокая степень ответственности, как об этом говорит священное писание: «Кому много дано – с того много спросится». И мы вправе задать себе следующий вопрос: «Что значит для нас, современных православных христиан, этот праздник – день Рождения Христа-Спасителя?». Господь в Евангелии так говорит об этом: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине; всякий, кто от Истины, слушает гласа моего».

О рождении великого Царя, Спасителя и Помазанника (слово Христос собственно и обозначает Помазанник) говорили и писали многие пророки. Даже отдельные представители эллинской или иначе можно сказать греко-римской культуры предсказывали чудесное рождение особого ребенка, который должен будет повернуть ход человеческой истории. И, действительно, Рождество Христово никого не оставило равнодушным, ни друзей, ни врагов. Всколыхнулся весь мир и нужно признать, что этот день остается величайшим событием всечеловеческой истории.

И все- таки, на нас, православных, самим Господом возложена особая миссия, как об этом говорит Он в книге «Деяния святых апостолов»: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». И Церковь Православная, которую апостол Павел называет «Телом Христовым», «Столпом и утверждением Истины» открывает через бесценное сокровище православного богослужения невыразимую иногда только словами красоту и смысл величайшего праздника-рождения Спасителя. «Бог и дадеся нам!» - слышим мы и, ликуя, в сердцах наших отвечаем: «С нами Бог!». Бог теперь с нами! Трепещите, силы зла, с нами Бог, с нами Бог! И ангелы воз-вещают миру, что отныне «в человецех благоволение», - т.е. желание делать добро становится сильнее желания грешить- делать зло. И это желание победы добра над злом в полной мере осуществляли первые христиане, среди которых были тысячи мучеников. Вот кто были истинные свидетели (кстати само слово мартирос – мученик имеет в греческом языке еще и другое значение – свидетель)! И свет их веры разгорался во тьме язычества все сильнее и ярче, и сквозь эту тьму шли народы мира к этому свету, как шли волхвы, как шли пастухи в рождественскую ночь за светом Вифлеемской звезды.

А, что для нас, в наше время быть свидетелями? Это значит не только «говорить правду, только правду и ничего, кроме правды». Говорить правду это требует простое мирское чувство справедливости. Но ведь не всякий факт есть правда, по сути. Т.е. сообщить какой-то факт вовсе не всегда означает исполнить правду. И потом мы знаем из священного писания, что «есть правда человеческая и есть правда Божия». Что же для нас, православных, есть правда Божия, о которой мы хотим свидетельствовать? А это - Христос, которого неверующий мир гонит от себя, но трудно, ох как трудно идти против рожна. Высшая Правда – это Любовь. И если Рождество Христово – наш праздник, то он должен отозваться в наших сердцах желанием правды Божией – Любовью. И тогда радость делать добро будет так велика, что не устоит никакое зло. А когда в душе рождается Христос, тогда открывается смысл праздничного песнопения: «Слава в вышних Богу, и на земли мир», т.е. на земле, в наших сердцах воцаряется мир. Задолго до наступления самого праздника в церкви начинают петь: «Христос рождается, срящите»! (т.е. встречайте). Встреча – это не просто момент встречи. Это может быть и упущенный момент. Мы можем оказаться неготовы к этой великой встрече, и Церковь готовит нас, помогает настроиться. Да, мы сейчас живем в очень непростое время. И когда Христос рождался – тоже было непростое и даже страшное время. Был Ирод с его страхами и ненавистью, была слепота духовная даже у самых верующих людей, так что Христа ожидали как земного царя, как раздаятеля земных благ. В наше время, мы, слава Богу, в этот день можем придти в наши храмы, нам не нужно прятаться и скрывать нашу веру, как это было во дни царя Ирода и совсем недавно, в эпоху политики государственного безбожия. Мы собираемся, чтобы славить Христа, чтобы в наших благодарных сердцах через все испытания и все страдания и злобу мира сего вновь и вновь загорался миллионами отражений свет золотой Вифлеемской звезды. И вновь и вновь восходит в этот день над землею «солнце правды» и льются потоки рождественского света на человеческую жизнь как величайший дар и величайшая возможность встретить Бога сходящего с небес нашего с вами ради спасения. Господь приглашает нас войти в Его Жизнь, разделить Его радость и радость Его Пречистой Матери, Богородицы Марии «таковей престрашной тайне послужившей».

Христос рождается – славите!
Христос с небес – встречайте!

свящ. Сергий Фейзулин


Слово на Рождество Христово Игумена Никона (Воробьева)

Сегодня мы празднуем Рождество Господа Иисуса Христа. От начала мира не было события более поразительного, чем Рождество Христово. Господь Бог Вседержитель, единым словом создавший весь мир невидимый и видимый, сотворивый небо и землю, и все, что наполняет их - Сей Бог смиряет Себя, творит из кровей Преблагословенной Девы Марии Себе плоть, рождается в вертепе, полагается в яслях беспомощным Младенцем.

Ужаснулось небо, подвиглись концы земли. Совершилось величайшее чудо и таинство, непостижимое вполне и для высших горних чинов, а не только для человека.

Для чего же пришел на землю Господь?

Ответ один - для того, чтобы спасти человека. Если для человека совершил это дело Господь, то нужно признать, что человек представляет какую-то особую ценность, ибо ради ничтожной нестоящей вещи не было бы принято такого средства для спасения. Еще царь и пророк Давид за 1000 лет до Р. Х. восклицал в недоумении: «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его, малым чим умалил еси пред Ангелы, Славою и Честию венчал еси его?»

Тем более мы должны в страхе и благоговении пасть пред Господом и восклицать: «Господи, что же есть человек, что Ты не возгнушался девического чрева, что Ты сокрыл Свое Божество и благоволил сделаться человеком?»

Что же такое человек? Вот что говорит об этом Слово Божие: человек есть лучшее творение Божие. Человек есть образ Божий.

Все сотворено Богом всемогущим словом. «Да будет свет», - сказал Господь, - и стал свет. «Да произрастит земля зелие, траву, сеющую семя по роду ея, и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод» - и стало так. И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею по тверди небесной». И все совершилось по слову Божию.

Когда же все было устроено, то Господь приступил к сотворению человека, но как бы думая и советуясь, как бы приглашая на совет и прочие Лица Св. Троицы, чему дивится святой Григорий Нисский. Ибо Господь сказал сначала: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Особым актом (действием) творит Господь человека. Сотворил сначала тело, а затем вдунул в него «дыхание жизни» т.е. вложил в него как бы частицу Своего Божественного Существа. Вот почему в псалме пророк Давид от Лица Божия говорит про людей: «Я сказал: вы боги и сынове Вышнего все вы». Истину этих слов подтвердил и Сам воплотившийся Господь Иисус Христос иудеям, обвинившим Его в том, что Он Бога называет своим Отцом и тем делает Себя равным Богу, и схватившим камни, чтобы убить Его. Господь так им ответил: «Разве не написано в законе вашем: «Я сказал: вы боги, и не может нарушиться писание». Итак, человек есть образ Бога невидимого, человек имеет в себе «частицу» Божества.

Так прекрасен был до грехопадения человек, а тем более после искупления Господом, что угодники Божии, для которых были открыты тайны неба, как, например, Макарий Египетский, говорят: «нет ничего прекраснее души человеческой ни на земле, ни на небе». К вечному блаженству был предназначен человек, но завистью диавола он пал, изменил Богу, добровольно перешел на сторону клеветника - диавола, захотел познать не только добро, которое он знал в раю, но и зло, которого не знал. А отпадши от Бога, он подвергся заранее сказанному определению Божию: «смертию умрешь».

Умерли Адам и Ева душою, омрачился ум их, извратилась воля, исказилось сердце, вместо небесного тела получили грубую плоть, подобную скотам. Проклята была из-за них земля и сами они обречены на скорби, на познание зла, которое по совету диавола захотели познать. И чем дальше, чем более размножалось человечество, тем сильнее происходило омрачение человека.

Чтобы человек не отчаялся и не погиб окончательно, Господь дал ему обетование, что в свое время семя жены (а не мужа), т.е. Христос, родившись от Девы безмужно Духом Святым, сотрет главу змия и спасет человека. Это таинственное событие мы ныне и празднуем. Пожалел Господь Свое создание и сошел на землю, чтобы спасти погибшее горохищное овча; сошел на землю, чтобы вновь возвести нас на небо; принял образ человека, взял на себя грехи всего человечества: «Тако возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного».

Иисус Христос открыл заключенные двери рая. Он вновь воздвиг духовную лестницу, по которой человек может подняться на небо.

Приняв плоть человека, Господь и человека возвысил превыше Ангелов, облек славою, высшею, чем была слава Адама в раю до падения.

Если мы действительно истинные христиане, если мы понуждаем себя на деле исполнять то, чему учил пришедший ради нас Господь Иисус Христос, то и мы будем там, где Господь, как обещал Он в прощальной беседе с учениками. Сподобившиеся же Царствия Божия просветятся, как солнце, говорит Господь.

На горе Фаворе Господь показал будущую славу человека. Лице Его было как солнце, одежда блистала, как молния. Эта внешняя красота и слава есть лишь слабый намек на величайшую славу внутреннюю, ибо по слову пророка "вся слава дщери Царевы внутрь».


О встрече со Христом

Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН

"Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!" Этими словами начал свою рождественскую проповедь святитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы: в чем значение Рождества Христова для каждого из нас; как мы можем встретить Христа, приходящего с небес; как можем мы вознестись от земли на небо; как можем прославить Христа своей жизнью?

Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом - один на один, лицом к лицу.

Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе Вифлеемском, бежал в Египет, вернулся в Назарет, воспитывался в доме плотника, крестился, вышел на проповедь, ходил по Галилее, Самарии и Иудее, проповедуя Царствие Небесное и исцеляя болезни человеческие, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все это - ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. "Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся", - поется в церковной песни. Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.

История грехопадения Адама - это история всего человечества и каждого человека. Грех Адама повторяется в каждом из нас, когда мы отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощается для каждого из нас, а потому и спасение Христом Адама - это наше спасение. "Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася", - говорится в каноне, который читается на повечерии предпразднства Рождества Христова. Во Христе всем людям возвращается та богоподобная свобода, которую Адам и его потомки утратили через грех и отпадение от Бога.

Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение "вторым творением", когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, "вторым общением" между человеком и Богом: "Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством... Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого".

В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, "обмен" между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обожение человека. "Слово воплотилось, чтобы мы обожились", - говорил святитель Афанасий Великий. "Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими", - сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом.

И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека - это "скотские ясли", которые Бог делает вместилищем Своего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении "уподобился скотам несмысленным", но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходит таинственная встреча между Ним и нами.

Величайшее чудо Боговоплощения - в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души - там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Мы таинственно встречаем Христа в молитве, когда вдруг обнаруживаем, что молитва наша принята и услышана, что Бог "пришел и вселился в нас" и наполнил нас Своим живоносным присутствием. Мы встречаем Христа в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых, вдруг чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергией и в жилах наших течет Кровь Бога. Мы встречаем Христа в других таинствах Церкви, когда через соприкосновение с Ним обновляемся и оживотворяемся для жизни вечной. Мы встречаем Христа в наших ближних, когда человек вдруг раскрывается для нас и мы прозреваем в сокровенную глубину его, где сияет образ Божий. Мы встречаем Христа в нашей повседневной жизни, когда среди шума ее вдруг слышим Его призывный голос или когда видим Его явное и внезапное вмешательство в ход истории.

Именно так - внезапно и неожиданно - вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад, когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновь и вновь в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.

Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, Светом и святостью...

Библиотека

Бакинское епархиальное управление
AZ 1010, Азербайджанская Республика,
г.Баку, ул.Ш.Азизбекова, 205
тел.(+99412) 440-43-52
E-mail: baku@eparhia.ru
Яндекс.Метрика
| Епархия | Управляющий | Храмы | История | Библиотека | Новости епархии | Новости Патриархии | Межсоборное присутствие | Фотоальбом | Карта сайта | Полезные статьи